Информация о странах / Германия /

Государственно устройство

По форме государственного устройства Германия является парламентской республикой. Глава государства – федеральный президент, он избирается Федеральным собранием, состоящим из депутатов бундестага и равного им числа участников, которые делегируются земельными парламентами (ландтагами) в соответствии с представительством политических партий.

Президент выполняет в основном представительские функции (прежде всего в международно-правовой сфере), аккредитует и назначает послов, назначает и увольняет федеральных судей и др. По результатам парламентских выборов он предлагает бундестагу кандидатуру на пост федерального канцлера и может распустить бундестаг, если тот не поддержит заявление канцлера о доверии. Прерогативой президента является право помилования осужденных преступников. Президент – это надпартийный объединяющий фактор, стоящий над повседневной политической борьбой, но именно он формулирует политические и общественные ориентиры для граждан.

Законодательную власть осуществляет бундестаг (нижняя палата парламента Германии), в который входят 662 депутата, избираемые раз в 4 года. Глава высшего органа законодательной власти – президент Бундестага.

Новые государственные законы утверждает бундесрат (верхняя палата парламента Германии), состоящий из 68 представителей федеральных земель. В координации и осуществлении экономической и финансовой политики участвуют следующие органы:

  • Конъюнктурный совет государственных органов. В него входят федеральные министры экономики и финансов, по одному члену от каждого земельного правительства и представители общин и общинных объединений. Федеральный банк может принимать участие в совещаниях, которые проводятся не реже двух раз в год. Конъюнктурный совет стремится к достижению возможно единого подхода всех участников в проведении конъюнктурной политики.
  • Совет финансового планирования. По составу он сходен с Конъюнктурным советом. В его задачу входит координация финансового планирования федерации, земель и общин. Федерация и земли обязаны разрабатывать многолетние финансовые планы, чтобы обеспечить увязку государственных расходов и доходов с возможностями и требованиями народного хозяйства.
  • Экспертный совет для определения общеэкономического развития с помощью экспертизы. Он создан для в 1963 году. Осенью каждого года этот орган в составе пяти независимых экспертов (в народе " пять мудрецов") разрабатывает экспертизу состояния и предполагаемое развитие экономики. Ее назначение - облегчить оценку для всех инстанций, отвечающих за экономическую политику, и для общественности.

Германия - федеративная многопартийная республика парламентского типа, состоит из 16 земель: Берлин (Берлин), Брандебург (Потсдам), Мекленбург-Передняя Померания (Шверин), Шлезвиг- Гольштейн (Киль), Гамбург (Гамбург), Бремен (Бремен), Нижняя Саксония (Ганновер), Саксония-Анхальт (Магдебург), Саксония (Дрезден), Северный Рейн-Вестфалия (Дюссельдорф), Рейнланд-Пфальц (Майнц), Саар (Саарбрюккен), Тюрингия (Эрфурт), Бавария (Мюнхен) и Баден-Вюртемберг (Штуттгарт).

Высший орган исполнительной власти – Федеральное правительство.

Глава высшего органа исполнительной власти - федеральный канцлер. Канцлером становится заранее назначенный лидер той из политических партий, которая получила максимальное число голосов на общенациональных выборах. Канцлер предлагает кандидатуры членов кабинета министров для их формального утверждения президентом страны и определяет главные направления внутренней и внешней политики. В случае его отставки в отставку должно уйти все правительство. Бундестаг может выразить недоверие не всему правительству или отдельным его членам, а только Канцлеру. Канцлер отстраняется от должности лишь в случае избрания нового Канцлера (так называемый конструктивный вотум недоверия – в отличие от деструктивного, который не требует новой кандидатуры на пост главы правительства).